Скелет Евы в шкафу
Всегда найдутся люди, которые не видели "Евангелион". Так вот, следующий ниже текст - не для вас. "Евангелион" действительно является гениальным произведением из разряда "must see", а после моих рассуждений вам смотреть его и не захочется. Так что спокойно пролистывайте дальше. See you later.
Чем хорош "Евангелион"? Тем, что его двухмерные персонажи, пожалуй, кажутся реальнее многих живых людей.
Чем плох "Евангелион"? Тем, что с этими персонажами происходит.
Если рассматривать "Евангелион" как продукт арт-терапии пациента Анно Хидеаки (Hideaki Anno), то он, безусловно, уникален тем, что имеет еще и объективную художественную ценность, а не только практический эффект. Такое явление - не редкость в мире искусства (наиболее известный пациент в жанре психоанализа - Сальвадор Дали (Salvador Dali). Но встает вопрос: гуманно ли вываливать на зрителя то, что психолог В. Леви называет "душевной помойкой"?
Конечно, все мы родом из детства и у всех есть свои скелеты в шкафу, но не все могут сделать из них гениальное аниме, как Анно-сан. Но, несмотря на свою футуристичность и киберпанковские религиозно-космогонические символы, это аниме пугающе реально: в нем никто не будет любить тебя за твои красивые глаза. И не потому что все такие плохие, нет. Просто у всех куча своих багов в голове. Да и вообще, не до того как-то: на работе хронический завал, ангелы наступают, миру скоро крышка...
И герои этого аниме, как окружающие тебя люди - всегда поступают не так, как тебе хочется... глупые!
Нехорошо это со стороны Анно-сана, заставлять людей переживать 24 серии одиночества в мегаполисе - военной крепости из железа, в котором, несмотря на вечное лето, душу окружает вечная мерзлота. Испытывать страх, смешанный с отвращением, от созерцания созданных человеком машин, с которыми сам человек толком справиться не может. Да и не машин вовсе, а чего-то, что он сам не в состоянии постичь, как идиот, играющийся с атомной бомбой. Шокировать суеверное человеческое сознание надругательством над религиозными кумирами. Заставлять вместе с героями терпеть самоунижения и самоуничтожения ради равнодушных любимых, ради великих целей и чтобы доказать что-то бесполезное тем, кому уже ничего не нужно...
А потом вдруг на две серии окунуть в чистый, не разбавленный соответствующими жанру шаблонами, продукт психоанализа.
Но, как будто этого мало, немного погодя следуют еще два удара левой и правой прямо под дых: две "серии" "Конца Евангелиона" и последний плевок в лицо: One more final. И с невинно-наглыми глазами Хидеаки как бы спрашивает у зрителей: "Разве не вы сами этого хотели: крови, секса, насилия? Вы, все те, кому не понравились последние серии Евангелиона? Теперь вам плохо, бедненьким, так кто же тут отвратительный? Не от себя ли вас тошнит? Прямо kimochi varui!"
Вот так Анно-сан вовлек всех нас в свою психотерапию. Хочется верить, что ему она все - таки помогла. Уж больно это все смахивает на катарсис - очищение через боль. Но я, пожалуй, это пересматривать не буду. Хватит с меня своих скелетов!
(c) Female Officer