Returner
Страна: Япония, 2002 
Жанр: научно-фантастический боевик
Режиссёр: Такаси Ямадзаки
В ролях: Такеси Канесиро, Энн Судзуки, Горо Киситани
Производство: Returner Film Partners, Robot Communications
Официальный российский дистрибьютор: CP Digital
Продолжительность: 117 минут
Давным-давно, в 1999-ом году, братья Вачовски явили свету "Матрицу", тем самым вписав свои имена в историю как "авторы самой популярной НФ-ленты за последние пять лет". Этот факт никак не мог подарить японским кинематографистам спокойный сон: Вачовски сделали себе имя на том, что пошли несколько нестандартным для голливудского проекта путём, и это принесло их работе такую популярность, а мастера Страны Восходящего Солнца практиковали аналогичную схему довольно давно, отчего им, видимо, становилось вдвойне обидно. Рано или поздно ответные удары должны были случиться:
Returner ("Пришелец из будущего" в российском прокате) - вторая по счёту картина японского кинематографа, позиционирующаяся как "японский ответ "Матрице"" (первым, как вы помните, был Avalon ("Авалон") Мамору Осии). Всё говорило о том, что "второй удар" должен выйти куда мощнее первого - в проект были вложены куда большие, чем в "Авалон", средства (теперь уже точно никто не скажет, что японские фильмы дешёвые!), актёры подобраны прекрасные, рекламная поддержка у фильма была очень и очень мощная. Но самая главная предпосылка - фильм не задумывался специфическим (как "Авалон", да и вообще как все работы Осии), а следовательно у него есть все шансы полюбиться и западной публике. Нельзя, к сожалению, гордо сказать, что фильм своим появлением вызвал бурю обсуждений в прессе и Интернете, произвёл фурор в мировом кинематографе и стал вехой в жанре научно-фантастического боевика, но, тем не менее, на него обратили не меньше внимания, чем, скажем, на Battle Royale ("Королевская битва"). И, конечно же, мы просто не могли обойти его вниманием.
В начале картины нашему взору предстаёт родная планета образца 2084 года, которая на тот момент представляет собой выжженную пустыню. Земля практически полностью захвачена инопланетными врагами, а сопротивление им оказывает лишь небольшая группа повстанцев, которые терпят огромные человеческие потери при каждой стычке с недругом. Понимая, что такими темпами движению сопротивления жить осталось совсем недолго, глава повстанцев решает послать в прошлое девушку Милли, которая должна изменить ход истории (прямо как в "Терминаторе") путём убиения первого пожаловавшего на Землю инопланетянина, на что ей отводится аккурат три дня. Милли благополучно телепортируется в 2002 год, и попадает к наёмному убийце Миямото (нет, не к тому, который Сигеру), которого она прямо-таки принуждает помочь:
А дальше начинается череда невероятно зрелищных (в духе "Матрицы") схваток, забавных шуток и любопытных сюжетных поворотов. Пускай, меня не покидало чувство дежа-вю. Пускай, многие сцены кажутся уже до боли знакомыми. Пускай, даже пришельцев не смогли придумать пооригинальнее. Главное - к самому сценарию нельзя придраться. В нём есть всё, что только может быть нужно. И всё гладко, ладно и складно - никаких прорех или ляпов. А концовка и вовсе обрадовала - даже когда "основная часть" подошла к неотвратимому концу, а на экране не появилась надпись "The End" - последовало очень интересное и неожиданное продолжение. Несмотря на то, что все сюжетные детали - заимствованые, у фильма есть своя изюминка. И эта изюминка есть ни что иное, как удачная комбинация этих идей! Да, Returner - не из числа оригинальных фильмов, но качество его от этого ничуть не страдает! Всё, что нам нравится в НФ-боевиках, всё, за что мы любим их - воплощено в фильме Такаси Ямадзаки без каких-либо купюр.
По зрелищности и уровню драйва фильм не уступает Matrix: Reloaded. Спецэффектов, правда, чуть-чуть поменьше, зато качество их (сразу вспоминается великолепный лайнер-трансформер) действительно на уровне. В целом - достойный хорошего НФ-боевика экшн с применением девайсов будущего, эффектами Bullet Time (как в той же "Матрице" и игре Max Payne) и изящными акробатическими трюками. Игра актёров тоже не разочаровывает: и Такеси Канесиро (Миямото) и Энн Судзуки (Милли) справились со своими ролями удачно. А Горо Киситани (Мидзугути) вообще после этого фильма стоит давать 90% всех ролей "отрицательных" персонажей - негодяй из него получился просто бесподобный (характером своим лично мне почему-то очень напоминает Фроста из Blade)! Юмор здесь, в отличие от Matrix: Reloaded, вполне уместный, т.к. фильм не претендует на "интеллектуальность" сюжета (коей, по мнению многих, обладала лишь оригинальная "Матрица"). А следовательно - он (юмор) не вызывает отвращения, что уже само по себе является в наше время серьёзным плюсом.
Музыка в Returner предпочитает не обращать на себя внимание. Как это? А вот так: её либо просто нет, либо она едва слышна, либо банально невыразительна. Исключением служит лишь техно-композиция, что звучит во время самых основных сцен (а ещё в рекламном трейлере фильма). Она, пожалуй, единственная из всего саундтрека достойна отдельного прослушивания.
Что ж, вот и подошёл к концу мой небольшой рассказ об этом произведении японского кинематографа, которое имеет все шансы потеряться в тени всяких (не в пику любителям этих фильмов будет сказано) Matrix: Reloaded и Terminator 3: Rise of the Machines. Стоит порекомендовать Returner не только ценителям Японии и тамошнего кино в частности, но и всем остальным любителям научной фантастики и качественных боевиков (а их сегодня очень мало!). Itadakemasu!
А что же за границей?
Несмотря на амбициозность и по-настоящему высокое качество, Returner умудрился понравиться не всем. Рецензент зарубежного Интернет-портала DVD File подверг работу Такаси Ямадзаки жесточайшей критике, говоря, мол "Дожили - теперь не только американцы тратят кучу денег на съёмки НФ-боевиков категории "В"", "Всё в Returner взято "откуда-нибудь"", и, в конце концов, кривая выводит его на щедрое "Но несмотря ни на что - для диска ценой в 10 долларов очень даже неплохо". Досталось там и "CG-графике уровня ТВ-проектов", и "Заезженному сюжету", и "Жалким трюкам с применением Bullet Time": Этот вердикт - лишнее подтверждение колоссальной американской неприязни к традициям. Очень жаль, что автор чрезмерно увлёкся своим мнением, начисто забыв о том, что грамотное заимствование хороших идей - это совсем не плохо.
Российский релиз
Локализацией фильма для нашей страны занималась CP Digital, ранее отметившаяся релизом аниме "Унесённые призраками" и нескольких японских фильмов ("Принцесса мечей", например). К сожалению, релиз Returner нельзя назвать очень уж хорошим - если с бонусными материалами (создание спецэффектов, фильмографии) всё в порядке, то вот перевод несколько разочаровывает. Компании, которая устроилась в нише локализации японского кино, пора бы уже окончательно понять, что произносится не "чи", а "ти", не "джи", а "дзи" и не "ши", а "си". Очень странно, но в выпущенной ранее "Принцессе мечей" эти (и другие) правила были соблюдены. Ещё умиляет перевод названия - "Пришелец из будущего".
Такеси Канесиро also known as Саманосукэ
Владельцы PlayStation 2, посмотрев фильм, наверняка узнают в Миямото героя самой первой игры PS2, проданной тиражом в 2 млн. экземпляров. Да! Герой Onimusha: Warlords (и один из героев грядущей Onimusha 3) - самурай Саманосукэ - был списан с актёра Такеси Канесиро, исполняющего главную роль в рецензируемом фильме!
К слову, оба героя третьей части Onimusha - "киношные". Второй герой списан с Жана Рено, известного хотя бы по великолепным фильмам "Леон" (Leon) и "Васаби" (Wasabi) известного французского режиссёра Люка Бессона.
(c) Spriggan